На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Елена (в мифологии)

     

Елена, в греческой мифологии прекраснейшая из женщин, жена царя Спарты Менелая.

Отцом ее считался Зевс, а матерью — Леда, с которой Зевс соединился в облике лебедя.

Еще в ранней юности ее похитили Тесей и царь лапифов Пирифой (они бросили жребий, и красавица досталась Тесею). Диоскуры освободили сестру, когда Тесей и Пирифой отправились в Аид за Персефоной, и возвратили Елену ее земному отцу — Тиндарею.

Руку Елены оспаривали десятки самых знатнейших героев (Аяксы, Одиссей, Патрокл, Сфенел и др.), и отец ее, опасаясь вражды обойденных претендентов к себе и друг к другу, связывает их взаимной клятвой по совету Одиссея. Елена становится женой Менелая, вероятно, потому, что его брат Агамемнон уже женат на ее сестре Клитемнестре. От Менелая у Елены рождается дочь Гермиона. Афродита, выполняя обещание, данное Парису при разрешении спора о яблоке раздора, помогает ему похитить Елену, которой внушает любовь к Парису. Ее бегство служит поводом к Троянской войне. В «Илиаде» Гомер без осуждения описывает поведение Елены в Трое, где, несмотря на то, что навлекла на город столько бедствий, она снискала любовь троянцев благодаря своей красоте. После взятия города Менелай ищет неверную жену с мечом в руках, но найдя, отказывается от убийства. Не могут и другие ахейцы побить ее камнями за причиненные бедствия. По другой версии, известной по Стесихору и Гесиоду, Гера подменила подлинную Елену призраком, за который и шла война, а сама Елена вела благочестивую жизнь в Египте под защитой старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая. Различно повествуется и о жизни Елены после смерти Менелая: под одной версии, она была изгнана сыновьями мужа и бежала на Родос или в Тавриду; по другой же, она была перенесена на чудесный остров Левка, где вечным союзом соединилась с Ахиллом, как самая прекрасная из женщин с самым доблестным из мужчин.
Образ Елены неоднократно привлекал внимание античных (Гомер, Еврипид) и европейских автором. Различные эпизоды из мифов о Елене неоднократно использовались в античной живописи и пластике. В живописи Возрождения наиболее частый сюжет — похищение Елены.

наверх